СOBEТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения экзаменов и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
Экзамен – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамен. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы:
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
- Главное – распределение повторений во времени.
- Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
- Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
- Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
- Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
-
Советы врача
Деятельность общеобразовательного учреждения в период подготовки учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ
В период подготовки учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ самое активное участие должны принимать участники образовательного процесса: педагоги, медицинские работники, психологи.
1. В задачи медицинского работника входит осуществление контроля за:
- обеспечением каждого учащегося рабочим местом, соответствующим его росто – возрастным особенностям;
- поддержанием в помещениях благоприятного воздушно – теплового режима и режима проветривания;
- обеспечением оптимального уровня освещенности на рабочем месте;
- организацией питания учащихся и соблюдением питьевого режима.
Кроме того, должна проводиться работа с родителями по вопросам создания дома аналогичных условий для занятий учащегося.
2. Педагоги должны:
- помочь школьникам освоить в ходе учебного процесса здоровьесберегающую технологию подготовки к экзаменам;
- способствовать развитию у школьников чувства уверенности в себе;
- научить детей правильно распределить время в режиме дня для учебных занятий и подготовки к экзаменам;
- обучить учеников правильно читать и заполнять все документы по тестовым заданиям; довести эту работу до автоматизма;
- научить школьников методике подготовки к экзаменам. Уметь выделять ключевые моменты, уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по определенному плану.
- проводить с учащимися тренировочные занятия по выполнению тестовых заданий, так как эта форма отличается от привычных письменных и устных экзаменов;
- приучать учащихся при выполнении тестовых заданий ориентироваться во времени и уметь его правильно распределять.
- делать упор в своей работе на использование здоровьесберегающих действий в учебном процессе и в период подготовки учащихся к экзаменам. В отношениях "учитель – ученик" должны преобладать принципы сотрудничества и доброжелательности, взаимного уважения и доверия.
- тесно взаимодействовать с родителями, в первую очередь по контролю за самочувствием учащихся, чтобы вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья, связанное не только с умственным переутомлением, но и с обострением имеющихся хронических заболеваний.
3. Задачей школьного психолога является:
- выяснение и объяснение причин проявления психического дискомфорта ученика; помощь ребенку в налаживании отношений со своими одноклассниками, учителями и родителями.
-
оказание консультативной помощи родителям и педагогам по созданию оптимального психологического микроклимата в семье и школе. Доброжелательный стиль общения родителей и педагогов должен проявляться в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в открытости контактов, теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.
-
Как обеспечить высокую работоспособность учащихся на экзамене
Экзамен – это форма государственного контроля итогов обучения учащихся. Результаты аттестации зависят не только от суммы знаний, умений и навыков выпускника, но и от его способности сохранять высокую умственную работоспособность на протяжении всех экзаменов, а также от умения концентрировать внимание и "извлекать" нужную информацию из своей памяти в каждый конкретный момент.
Умственную работоспособность ученика следует рассматривать как готовность к максимальному и экономному использованию потенциала мозговой деятельности для достижения поставленной цели.
Такая работоспособность обеспечивается оптимальным состоянием различных функциональных систем организма учащегося. В первую очередь, она зависит от особенностей высшей нервной деятельности. Эти особенности, с одной стороны, индивидуальны, а с другой – поддаются тренировке в ходе обучения в общеобразовательном учреждении.Следовательно, высокий уровень умственной работоспособности для сдачи экзамена можно обеспечить тренировкой мозговой деятельности в процессе обучения при соблюдении пределенных условий. Такими условиями являются: осознанное поведение ученика; прочность приобретаемых знаний, умений и навыков; систематичность учебной деятельности при постепенном увеличении школьных нагрузок на протяжении учебного года. К основным организационным формам тренировки относятся: уроки, контрольные работы, итоговое тестирование знаний в школе, внешкольные самостоятельные занятия, олимпиады и т.п.
Наиболее интенсивную тренировку умственной работоспособности учащихся следует осуществлять в течение последнего года перед экзаменом. В нем условно можно выделить четыре периода: подготовительный, специальный, экзаменационный и восстановительный. Подготовительный период охватывает весь учебный год. Он характеризуется напряженной учебной деятельностью и повышением уровня умственной работоспособности ученика. В периоде специальной подготовки (3-4 дня) происходит самостоятельное закрепление знаний на фоне высокой работоспособности. Экзаменационный период – самый ответственный. Здесь уровень работоспособности волнообразно снижается в зависимости от количества экзаменов и их продолжительности. Два экзамена по основным предметам считаются обязательными, а остальные (2-4 экзамена) проводятся по выбору выпускника, поступающего в ВУЗ. Продолжительность каждого экзамена – 3-4 часа. Все экзамены проводятся с интервалом не менее 2 дней по графику Министерства образования и науки РФ. Во время следующего периода годового цикла тренировки происходит восстановление утраченного потенциала мозговой деятельности. Продолжительность этого периода регламентируется самим выпускником
Десять советов школьнику по обеспечению высокой работоспособности на экзамене
- Необходимо осознать потребность в выпускном классе в тренировке умственной деятельности на протяжении учебного года в соответствии с физиологическим законом об изменении работоспособности организма в процессе труда и отдыха.
- Следует соблюдать физиологический закон правильного чередования умственного труда на уроке с отдыхом во время перемены. Ваша работоспособность на уроках вначале плавно повышается (фаза врабатываемости, 3-5 минут), затем стабилизируется на высоком уровне (фаза высокой продуктивности, продолжительность которой зависит от тренированности организма). При дальнейшей работе наступает снижение работоспособности (фаза утомления и активного распада энергии), а во время отдыха происходит ее восстановление и накопление потенциала мозговой деятельности (фаза сверхвосстановления). Наличие такой фазы считается признаком тренированности и рационального чередования труда и отдыха.
- Рекомендуется иметь правильный режим дня в соответствии с суточным биологическим ритмом, следить за регулярностью питания и продолжительностью ночного сна в специальном периоде годичного цикла тренировки. Это позволит стабилизировать умственную работоспособность на высоком уровне. За день до экзамена нельзя долго вечером засиживаться за учебниками и "зубрить". После ужина (18-19 часов) следует прогуляться на воздухе, принять душ и своевременно (в 21-22 часа) лечь спать. Нужно помнить, что уменьшение продолжительности ночного сна даже на 2 часа может снизить уровень работоспособности на 20-40% во время экзамена.
- Не рекомендуется принимать успокоительное или снотворное перед экзаменами. Эти медицинские препараты оказывают тормозящее действие на ЦНС, а следовательно, и на умственную деятельность. Приняв таблетки, Вы можете не вспомнить то, что хорошо знаете. Нарушение сна перед экзаменом связано с сильным волнением и тревожностью. При необходимости в качестве снотворного можно использовать "мягкие" средства: прогуляться на воздухе, принять теплый душ, выпить стакан теплого молока или воды с медом. Комнату перед сном следует проветрить. Мозг нуждается в кислороде во время сна.
- Утром перед экзаменом необходимо принять завтрак, состоящий из легкоусвояемых продуктов: яйцо, овсянку (геркулес), мюсли с молоком, творог и т.п. Если Вы нервничаете и не можете осилить полноценный завтрак, то обязательно съешьте фрукты или сухофрукты (банан, изюм, курагу, орехи), бутерброд с сыром или ветчиной, небольшой кусочек шоколада. Энергия, поступающая с пищей, необходима организму во время экзамена.
- Непосредственно перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько маленьких глотков воды. Научные исследования свидетельствуют о том, что учащиеся, употребляющие воду во время экзамена, гораздо лучше справляются с тестами, лучше сосредотачиваются, меньше страдают от головной боли. Мозг очень чувствителен к дефициту воды, особенно при напряженной умственной деятельности. В связи с этим, желательно каждого экзаменуемого обеспечить питьевой водой, расфасованной в емкости 0,2-0,5 л. Лучше всего подходит минеральная негазированная вода, т.к. она содержит ионы калия и натрия, участвующие в химических процессах при умственной работе. Можно пить простую чистую воду, а напитков, содержащих сахар, следует избегать.
- На экзаменах следует продуктивно использовать время высокой умственной работоспособности. Не спешите, но и не отвлекайтесь. Почувствовав усталость, не паникуйте, а сделайте простой комплекс упражнений, улучшающих мозговое кровообращение: сидя на стуле, отведите голову плавно назад (на счет 1-2), затем наклоните ее вперед, плечи не поднимая (на счет 3-4). Повторите упражнение 4-6 раз. Темп медленный.
- Стремитесь к положительному настроению перед экзаменом. Отрицательный настрой сопровождается тревожностью, психологическим дискомфортом и приводит к снижению умственной работоспособности на экзамене. И наоборот, бодрое настроение, эмоциональный подъем, доброжелательный стиль общения, мотивация на благоприятный результат, – все это является залогом успеха. Нередко причиной настроения могут послужить такие мелочи, как приветливый или осуждающий взгляд экзаменатора, замечания друзей в доброжелательной или обидной форме, удобное или неудобное рабочее место и др. Все участники экзамена должны внимательно относиться к "мелочам", которые могут отрицательно повлиять на умственную работоспособность экзаменующихся.
- Экзаменационный период состоит из экзаменов, чередующихся со свободными днями. Предоставленную передышку необходимо использовать не только для подготовки к следующему экзамену, но и для отдыха. Эффективными средствами для восстановления умственной работоспособности считаются: 1) умеренные по интенсивности занятия физкультурой и спортом; 2) рациональное питание; 3) положительные эмоции; 4) достаточный по продолжительности сон (не менее 9 часов).
- Восстановительный период после сдачи экзамена считается важным моментом в жизни выпускника. Отдохните и еще раз подумайте о будущей профессии. Нельзя надеяться на авось. При выборе профессии следует ориентироваться на три критерия: осознанное желание, здоровье, индивидуальные психологические особенности личности. Желания часто меняются. Здоровье и психофизиологические свойства личности менее подвержены изменениям, поэтому они оказывают устойчивое влияние на выбор профессии. Посоветуйтесь не только с родителями, а также с врачом и учителем.
|