Страница обновлена 22.11.2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 62"

Страница обновлена 22.11.2022
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 62"
СОВЕТЫ
Проведение государственной итоговой аттестации  ГИА-9 новости   Информация о ГИА-9   Результаты ГИА  Советы  Система общественного наблюдения  Актуальные материалы Материала для подготовки к ГИА  Пункты проведения ГИА  

СOBEТЫ РОДИТЕЛЯМ

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
 

Поведение родителей 


В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".


Организация занятий 


Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения экзаменов и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!


Питание и режим дня


Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…


Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию.  Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.    
 Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.        
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы
 
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.  


 

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ

 

Экзамен – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамен. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы:

 

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

  • Главное – распределение повторений во времени.
  • Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  • Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
  •  

Советы врача

Деятельность общеобразовательного учреждения в период подготовки учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ
 

В период подготовки учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ самое активное участие должны принимать участники образовательного процесса: педагоги, медицинские работники, психологи.

1. В задачи медицинского работника входит осуществление контроля за:
  • обеспечением каждого учащегося рабочим местом, соответствующим его росто – возрастным особенностям;
  • поддержанием в помещениях благоприятного воздушно – теплового режима и режима проветривания;
  • обеспечением оптимального уровня освещенности на рабочем месте;
  • организацией питания учащихся и соблюдением питьевого режима.
Кроме того, должна проводиться работа с родителями по вопросам создания дома аналогичных условий для занятий учащегося.
2. Педагоги должны:
  • помочь школьникам освоить в ходе учебного процесса здоровьесберегающую технологию подготовки к экзаменам;
  • способствовать развитию у школьников чувства уверенности в себе;
  • научить детей правильно распределить время в режиме дня для учебных занятий и подготовки к экзаменам;
  • обучить учеников правильно читать и заполнять все документы по тестовым заданиям; довести эту работу до автоматизма;
  • научить школьников методике подготовки к экзаменам. Уметь выделять ключевые моменты, уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по определенному плану.
  • проводить с учащимися тренировочные занятия по выполнению тестовых заданий, так как эта форма отличается от привычных письменных и устных экзаменов;
  • приучать учащихся при выполнении тестовых заданий ориентироваться во времени и уметь его правильно распределять.
  • делать упор в своей работе на использование здоровьесберегающих действий в учебном процессе и в период подготовки учащихся к экзаменам. В отношениях "учитель – ученик" должны преобладать принципы сотрудничества и доброжелательности, взаимного уважения и доверия.
  • тесно взаимодействовать с родителями, в первую очередь по контролю за самочувствием учащихся, чтобы вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья, связанное не только с умственным переутомлением, но и с обострением имеющихся хронических заболеваний.

3. Задачей школьного психолога является:

  • выяснение и объяснение причин проявления психического дискомфорта ученика; помощь ребенку в налаживании отношений со своими одноклассниками, учителями и родителями.
  • оказание консультативной помощи родителям и педагогам по созданию оптимального психологического микроклимата в семье и школе. Доброжелательный стиль общения родителей и педагогов должен проявляться в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в открытости контактов, теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.

  •  

Как обеспечить высокую работоспособность учащихся на  экзамене

 

Экзамен – это форма государственного контроля итогов обучения учащихся. Результаты аттестации зависят не только от суммы знаний, умений и навыков выпускника, но и от его способности сохранять высокую умственную работоспособность на протяжении всех экзаменов, а также от умения концентрировать внимание и "извлекать" нужную информацию из своей памяти в каждый конкретный момент.

Умственную работоспособность ученика следует рассматривать как готовность к максимальному и экономному использованию потенциала мозговой деятельности для достижения поставленной цели.

 

Такая работоспособность обеспечивается оптимальным состоянием различных функциональных систем организма учащегося. В первую очередь, она зависит от особенностей высшей нервной деятельности. Эти особенности, с одной стороны, индивидуальны, а с другой – поддаются тренировке в ходе обучения в общеобразовательном учреждении.Следовательно, высокий уровень умственной работоспособности для сдачи экзамена можно обеспечить тренировкой мозговой деятельности в процессе обучения при соблюдении пределенных условий. Такими условиями являются: осознанное поведение ученика; прочность приобретаемых знаний, умений и навыков; систематичность учебной деятельности при постепенном увеличении школьных нагрузок на протяжении учебного года. К основным организационным формам тренировки относятся: уроки, контрольные работы, итоговое тестирование знаний в школе, внешкольные самостоятельные занятия, олимпиады и т.п.

 

Наиболее интенсивную тренировку умственной работоспособности учащихся следует осуществлять в течение последнего года перед экзаменом. В нем условно можно выделить четыре периода: подготовительный, специальный, экзаменационный и восстановительный. Подготовительный период охватывает весь учебный год. Он характеризуется напряженной учебной деятельностью и повышением уровня умственной работоспособности ученика. В периоде специальной подготовки (3-4 дня) происходит самостоятельное закрепление знаний на фоне высокой работоспособности. Экзаменационный период – самый ответственный. Здесь уровень работоспособности волнообразно снижается в зависимости от количества экзаменов и их продолжительности. Два экзамена по основным предметам считаются обязательными, а остальные (2-4 экзамена) проводятся по выбору выпускника, поступающего в ВУЗ. Продолжительность каждого экзамена – 3-4 часа. Все экзамены проводятся с интервалом не менее 2 дней по графику Министерства образования и науки РФ. Во время следующего периода годового цикла тренировки происходит восстановление утраченного потенциала мозговой деятельности. Продолжительность этого периода регламентируется самим выпускником
 
Десять советов школьнику по обеспечению  высокой работоспособности на экзамене
 
  1. Необходимо осознать потребность в выпускном классе в тренировке умственной деятельности на протяжении учебного года в соответствии с физиологическим законом об изменении работоспособности организма в процессе труда и отдыха.
  2. Следует соблюдать физиологический закон правильного чередования умственного труда на уроке с отдыхом во время перемены. Ваша работоспособность на уроках вначале плавно повышается (фаза врабатываемости, 3-5 минут), затем стабилизируется на высоком уровне (фаза высокой продуктивности, продолжительность которой зависит от тренированности организма). При дальнейшей работе наступает снижение работоспособности (фаза утомления и активного распада энергии), а во время отдыха происходит ее восстановление и накопление потенциала мозговой деятельности (фаза сверхвосстановления). Наличие такой фазы считается признаком тренированности и рационального чередования труда и отдыха.
  3. Рекомендуется иметь правильный режим дня в соответствии с суточным биологическим ритмом, следить за регулярностью питания и продолжительностью ночного сна в специальном периоде годичного цикла тренировки. Это позволит стабилизировать умственную работоспособность на высоком уровне. За день до экзамена нельзя долго вечером засиживаться за учебниками и "зубрить". После ужина (18-19 часов) следует прогуляться на воздухе, принять душ и своевременно (в 21-22 часа) лечь спать. Нужно помнить, что уменьшение продолжительности ночного сна даже на 2 часа может снизить уровень работоспособности на 20-40% во время экзамена.
  4. Не рекомендуется принимать успокоительное или снотворное перед экзаменами. Эти медицинские препараты оказывают тормозящее действие на ЦНС, а следовательно, и на умственную деятельность. Приняв таблетки, Вы можете не вспомнить то, что хорошо знаете. Нарушение сна перед экзаменом связано с сильным волнением и тревожностью. При необходимости в качестве снотворного можно использовать "мягкие" средства: прогуляться на воздухе, принять теплый душ, выпить стакан теплого молока или воды с медом. Комнату перед сном следует проветрить. Мозг нуждается в кислороде во время сна.
  5. Утром перед экзаменом необходимо принять завтрак, состоящий из легкоусвояемых продуктов: яйцо, овсянку (геркулес), мюсли с молоком, творог и т.п. Если Вы нервничаете и не можете осилить полноценный завтрак, то обязательно съешьте фрукты или сухофрукты (банан, изюм, курагу, орехи), бутерброд с сыром или ветчиной, небольшой кусочек шоколада. Энергия, поступающая с пищей, необходима организму во время экзамена.
  6. Непосредственно перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько маленьких глотков воды. Научные исследования свидетельствуют о том, что учащиеся, употребляющие воду во время экзамена, гораздо лучше справляются с тестами, лучше сосредотачиваются, меньше страдают от головной боли. Мозг очень чувствителен к дефициту воды, особенно при напряженной умственной деятельности. В связи с этим, желательно каждого экзаменуемого обеспечить питьевой водой, расфасованной в емкости 0,2-0,5 л. Лучше всего подходит минеральная негазированная вода, т.к. она содержит ионы калия и натрия, участвующие в химических процессах при умственной работе. Можно пить простую чистую воду, а напитков, содержащих сахар, следует избегать.
  7. На экзаменах следует продуктивно использовать время высокой умственной работоспособности. Не спешите, но и не отвлекайтесь. Почувствовав усталость, не паникуйте, а сделайте простой комплекс упражнений, улучшающих мозговое кровообращение: сидя на стуле, отведите голову плавно назад (на счет 1-2), затем наклоните ее вперед, плечи не поднимая (на счет 3-4). Повторите упражнение 4-6 раз. Темп медленный.
  8. Стремитесь к положительному настроению перед экзаменом. Отрицательный настрой сопровождается тревожностью, психологическим дискомфортом и приводит к снижению умственной работоспособности на экзамене. И наоборот, бодрое настроение, эмоциональный подъем, доброжелательный стиль общения, мотивация на благоприятный результат, – все это является залогом успеха. Нередко причиной настроения могут послужить такие мелочи, как приветливый или осуждающий взгляд экзаменатора, замечания друзей в доброжелательной или обидной форме, удобное или неудобное рабочее место и др. Все участники экзамена должны внимательно относиться к "мелочам", которые могут отрицательно повлиять на умственную работоспособность экзаменующихся.
  9. Экзаменационный период состоит из экзаменов, чередующихся со свободными днями. Предоставленную передышку необходимо использовать не только для подготовки к следующему экзамену, но и для отдыха. Эффективными средствами для восстановления умственной работоспособности считаются: 1) умеренные по интенсивности занятия физкультурой и спортом; 2) рациональное питание; 3) положительные эмоции; 4) достаточный по продолжительности сон (не менее 9 часов).
  10. Восстановительный период после сдачи экзамена считается важным моментом в жизни выпускника. Отдохните и еще раз подумайте о будущей профессии. Нельзя надеяться на авось. При выборе профессии следует ориентироваться на три критерия: осознанное желание, здоровье, индивидуальные психологические особенности личности. Желания часто меняются. Здоровье и психофизиологические свойства личности менее подвержены изменениям, поэтому они оказывают устойчивое влияние на выбор профессии. Посоветуйтесь не только с родителями, а также с врачом и учителем.
Проведение государственной итоговой аттестации  ГИА-9 новости   Информация о ГИА-9   Результаты ГИА  Советы  Система общественного наблюдения  Актуальные материалы Материала для подготовки к ГИА  Пункты проведения ГИА